Метки

Ниже — подборка картин русских художников-пейзажистов 19 в. Поленов, Репин, Левитан и другие старые мастера. Начнем с Куинджи. Никогда не был его поклонником, но вот эта вещь — великолепна, имхо.

Архип Куинджи, «Крым.Море». 1898 г.

1

 

Архип Куинджи был понтийский грек и , что называется, self-made man. Сын нищего сапожника из Мариуполя пытался стать учеником у Айвазовского, но не смог. Армянин греку не помог. Тогда Куинджи поехал в Петербург, где с третьей попытки поступил в Императорскую академию художеств. А в конце жизни — стал в ней же профессором и крупным спонсором. В 1904 г. Куинджи пожертвовал родной Академии 100 000 рублей (при средней зарплате по стране — 300-400 в год).

В отличие от Куинджи Иван Иванович Шишкин был сыном купца из Вятки и ему было проще.Тем более папа-купец увлечениям сына всячески содействовал. Но папа-папой, а нужен еще и талант. Шишкин оказался просто гением пейзажа. Ниже — шикарная его картина «Сосна на песке». Лето!

Иван Шишкин. «Сосна на песке». 1884 г.

2

Еще сосны от Шишкина.

Иван Шишкин. «Сестрорецкий бор». 1896г.

3

И дубы тоже.

Иван Шишкин. «Дубовая роща». 1887 г.
Обратите внимание как выписаны тени на стволах деревьев. Это вам не «черный квадрат» 🙂

4

А это Федор Васильев, «Деревня» (1869 г.). Еще один великий пейзажист 19 в., который умер в 23 (!) года от туберкулеза. На картине ниже, конечно, присутствует вопиющая разруха, неразвитая дорожная сеть, но пейзаж в целом — прекрасен. Избушки с дырявыми крышами, размытая дорога, брошенные как попало бревна совсем не портят вид на природу, залитую летним солнцем.

Федор Васильев. «Деревня». 1869 г.

5

 

Илья Репин. «На мосту в Абрамцево». 1879 г.
А это пейзаж в районе дачи тогдашнего олигарха Мамонтова, у которого Репин гостил летом. Там же бывали Поленов, Васнецов, Серов, Коровин. Кто сейчас гостит на виллах самых богатых людей России? … Кстати, обратите внимание, какой наряд на даме. Это она вышла по лесу погулять.

6

 

Василий Поленов. «Золотая осень». 1893 г.
Река Ока близ Тарусы, рядом с имением Василия Поленова. О пользе помещичьего землевладения: хорошо все-таки, когда у художника есть свое поместье, где можно погулять на природе.

7

А вот еще вариант «Золотой осени». Автор — Илья Семенович Остроухов, 1887 г. Остроухов был разносторонний человек, московский купец, художник, коллекционер, друг Третьякова. Был женат на одной из представительниц семьи чайных магнатов Боткиных, тратил большие средства на приобретение живописи, икон, имел свой частный музей.

В 1918 г. этот музей национализировали большевики. Однако сам Остроухов не пострадал, его назначили «пожизненным хранителем» музея и даже оставили в пользование особняк в Трубниковом переулке, где все это располагалось. Теперь это стало называться «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». Можно сказать, повезло человеку. В 1929 г. Остроухов умер, музей ликвидировали, эспонаты распределили в другие места, в особняки устроили коммуналку, а позднее — филиал Литературного музея. Илья Остроухов был, что называется, «художником одной картины», но зато какой!

Илья Остроухов. «Золотая осень». 1887 г.

8

Другой знаментый пейзажист — Михаил Клодт (племянник того самого, который «кони на мосту в Питере»). Картина «Лесная даль в полдень», 1878 г. О пользе империализма и избирательной толерантности: предки семьи Клодтов, немецкие бароны из Прибалтики, воевали против России в Северной войне. Но после неё — их интегрировали в российское общество. Т.е в обмен на верную службу новому Отечеству баронам оставили право и дальше гнобить своих латышских и эстонских батраков. Это конечно создало некоторые проблемы (в 1917 г.) в лице латышских стрелков, зато в России появились Клодт, Алексий II и адмирал Иван Федорович Крузенштерн.

Михаил Клодт. «Лесная даль в полдень». 1878 г.

9

Еще один лесной пейзаж и опять дама на прогулке. У Репина была в белом, тут — в черном.

Исаак Левитан. «Осенний день.Сокольники». 1879 г.

10

Картина была написана 19-летним Левитаном после того, как в 1879 г. его, как еврея, выселили из Москвы. Сидя на «101-м километре» и будучи в ностальгическим расположении духа художник нарисовал по памяти парк культуры и отдыха Сокольники. Картина приглянулась Третьякову, и о Левитане впервые узнала широкая публика.

Кстати, в Москву Левитана вскоре вернули. Но в 1892 г. снова выселили, потом через три месяца снова вернули. Последний зигзаг объяснялся тем, что выселением евреев из Москвы в 1892 г. руководил губернатор — великий князь Сергей Александрович, дядя Николая II. Как и многие Романовы князь был крупный коллекционер живописи. Когда выяснилось , что он выселил из Москвы Левитана…. Ну, короче, власти пошли на уступки.

Кстати, с племянником — Николаем II — князь был не в лучших отношениях, считая его мягкотелым, не способным защитить монархию. В 1905 г. князь будет разорван на куски бомбой, брошенной членом Боевой организации эсеров Иваном Каляевым.

Исаак Левитан. «Золотая осень». 1895 г.

11

А теперь — тот, кто, собственно, научил Левитана рисовать: Алексей Саврасов, мастер зимних пейзажей, педагог, передвижник. Картина так и называется: «Зимний пейзаж» (1880-90 гг). Блестяще переданы краски зимнего неба в Средней полосе. Вечернего неба, скорее всего.

Картина мрачноватая, написана Саврасовым в последний, худший период его жизни. Когда он ушел из семьи, сильно пил, нищенствовал. Художник стал обитателем Хитровки, квартала трущоб, московского дна. Гиляровский вспоминал как однажды он с Николаем Невревым (автор знаменитой обличительной картины «Торг», где один барин вальяжно продает другому крепостную девку), решили зайти к Саврасову, пригласить в трактир. Увиденное ужаснуло их. «Совсем старик спился… Жаль беднягу. Оденешь его — опять пропьет все…»

Алексей Саврасов. «Зимний пейзаж». 1880-90 гг.

12

Ну и конечно, где пейзаж — там Крыжицкий. Картина «Пейзаж» (1895 г.). Унылое время года, мерзкая погода, а глаз не оторвать. Мастер великий был. Позднее за одну из таких картин завистники (кстати, будущие «мастера соцреализма») распространят клевету на художника, необоснованно обвинят в плагиате. Константин Крыжицкий, не выдержав травли, повесится в своей петербургской квартире.

Константин Крыжицкий. «Пейзаж». 1895 г.

Реклама