Метки

24 мая 1938 г. в Дюссельдорфе открылась выставка «Дегенеративная музыка». Её устроили нацисты для разжигания ненависти к  «неправильным»  стилям музыки и композиторам. Неправильным расово либо политически. На выставке были размещены плакаты, карикатуры и прочие печатные материалы, обличающие «дегенеративную музыку» , её авторов, а также специальные аудиокабинки, где можно было эту музыку прослушать лично.

Ниже — рекламный плакат выставки «Дегенеративная музыка» 1938 г.:

1

К музыке расово-ущербных дегенератов был отнесен,  в частности, джаз (т.к. негры), русский композитор-эмигрант Игорь  Стравинский (за модернистские эксперименты), немецкий композитор и музыкант Пауль Хиндемит (за то же самое),  музыкальная пьеса «Трехгрошовая опера» (автор пьесы — антифашист Бертольд Брехт, музыки — еврей Курт Вайль) и многие другие.

Борьба за расовую чистоту в музыке в гитлеровской Германии вообще зашла весьма далеко, был запрещен вальс Мендельсона, оперетты Оффенбаха, пришлось переписывать кое-какие либретто в «Женитьбе Фигаро», т.к. выяснилось, Моцарт заказывал их у неправильных помощников.

Тоталитарный режим и его цензура, а как по-другому. Чем-то напоминает вот это, но тут хоть обошлось без обезьян с саксофонами:

2

Выставка в Дюссельдорфе была приурочена к 1-му «Имперскому музыкальному съезду», который проходил в эти же дни в городе. Организатором выставки был доктор Циглер, крупный нацистский чиновник от искусства. В приветственной речи перед делегами съезда доктор Циглер сказал:

«То что собрано на выставке «Дегенеративная музыка» представляет собой настоящий шабаш ведьм и самый что ни на есть легкомысленный духовно-художественный культурный большевизм, это является выражением триумфа недочеловеков, высокомерной дерзости евреев и полного старческого маразма души».

Ценители музыки на съезде в Дюссельдорфе. Ганс Циглер второй слева (в черном костюме).

3

Стенд выставки, обличающий ритмы джаза.

4

Инспирированные евреями…

20031013

Тлетворное влияние американской музыки сильно беспокоило д-ра Циглера. Этому экспонату он придумал название «Hand in Hand» или «Рука об руку» (англ), имея в виду, что где дегенеративная музыка — там и дегенеративная живопись (в данном случае немецкие художники-сюрреалисты Карл Хофер и Пауль Клее).

20031013

Интересно, что при отборе кандидатов на поливание грязью, д-р Циглер учитывал и внешнеполитическую конъюнктуру. Так , крупным  композитором-модернистом того времени был венгр Бела Барток. В принципе ему надо было делать отдельную секцию выставки, как Стравинскому. Но тогдашняя фашистская Венгрия была союзником рейха, и про Бартока решили промолчать.

Однако сам Барток был убежденный антифашист, и к тому же человек с юмором. Он обратился с официальным протестом в Министерство пропаганды Геббельса, где написал, что возмущен тем, что не обнаружил себя на выставке дегенеративной музыки в Германии. Но все было бесполезно. Его не только не включили в выставку, но и музыку его продолжали исполнять в Германии.

Выставка «Дегенеративная музыка» , в целом,  не имела большого успеха. Популярностью пользовалась только аудиокабинка с «Трехгрошевой оперой» Брехта. Туда стояла очередь послушать «вырождающееся искусство». Проработав три недели, выставка закрылась.

Реклама