Метки

1

Искусство в СССР было подцензурно и раболепно. Диктатура же. Но и у цензуры бывали проколы. А прокол цензуры  — прикол соцреализма!  Ниже — подборка картин советских художников стиля соцреализм, увиденная свежим взглядом.

В 1885 г. была такая Морозовская стачка, на фабрике капиталиста Морозова в Орехово-Зуево. На тот момент —  стачки, профсоюзы, партии и всякая оппозиция  в стране были запрещены. Но народ все равно вышел. В СССР, который заявлял о себе как о «государстве рабочих и крестьян»,  это событие всячески пропагандировали.  Ниже — 2 картины написанные в сталинский период про эту стачку. Почувствуйте разницу!

Георгий Савицкий. «Совещание рабочих перед морозовской стачкой».

2

Нормальное совещание. Штоф водки, рюмки. Мужик за столом справа (со сжатым кулаком)  — вожак, предлагает план, все слушают.  Тот что за ним (крайний справа) накатывает еще рюмашку. Дед слева ( в красной рубахе) сидит с выражением :»Ох @%# твою мать!»

А вот вторая картина:

Иван Владимиров. «Морозовские ткачи обсуждают требования накануне стачки» (1885 г.).

3

Композиция, в целом, та же — вожак со списком, мужики-работяги. Но на столе — только чай!  Молодец художник. Классовая борьба это ж борьба с капиталистами, а не со штофом водки.

Еще пара чудных картин, автор —  Александр Дейнека, классик соцреализма.

Алексендр Дейнека. «Душ». 1937 г.

4

Сначала идея была такая — спортсмены в душе, один сидит, остальные моются. Потом Дейнеке картина не понравилась и он отрезал правый фрагмент, с мужиком, который наклонился. А из левого фрагмента чуть позже, во время войны,  автор сделал отдельную картину, с другим названием.

Александр Дейнека. «После боя». 1944 г.

5

То есть это уже не спортсмены, это солдаты, 1944 год.  Принимают душ после боя с немцами. Кабинки, горячая вода, все удобства. Вот как на фронте воевали-то!

Пока Дейнека упражнялся со своими мужиками в душе,  другие художники пытались изобразить советских женщин. Особенно яркие образы создал питерский соцреалист Александр Самохвалов.

Александр Самохвалов. «Метростроевка со сверлом». 1937 г.

6

То ли сверло, то ли отбойный молоток…  Но не важно.

Александр Самохвалов. «Метростроевка, несущая арматуру», 1932

7

Александр Самохвалов. «Женщина (работница) с напильником». 1929 г.

8

Помимо перечисленного (отбойные молотки, напильники, арматура), там у него еще есть  — с лопатой, лебедкой, бетономешалкой, ну в общем весь спектр женского равноправия.

Еще один важный аспект соцреализма — портреты вождей. Дело выгодное (для художника), но нужно иметь политическое чутье, особенно во времена тов. Сталина.

Константин Юон. «Первое появление В.И.Ленина на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917 г.» 1927 г.

9

Ленин провозглашает Советскую власть —  кульминационный момент революции. Сзади Ленина, в президиуме — его соратники. В том числе: верхний ряд (справа налево) — Антонов-Овсеенко; Каменев (в пенсне); четвертый справа — Сталин;  рядом с ним — Троцкий с характерной бородкой; еще левее через одного — Рыков, высунулся посмотреть на Ильича.

В общем, одни враги народа. Каменев — левый уклонист (расстрелян вместе с женой), Рыков — правый (аналогично),  Антонов-Овсеенко — троцкист и шпион (и тоже вышка, и ему, и жене), ну и главный враг Троцкий — известное дело, ледорубом по голове.

Довольно интересно выписана публика непосредственно перед трибуной Ильича:

10

Какие-то странные народные массы перед трибуной. Короче… картину пришлось переписывать. Получилось вот что:

Константин Юон. «Выступление В.И.Ленина в Смольном».1935 г.

11

Всего прошло 8 лет, а как многое изменилось! Президиум сократился до 4 человек  (справа налево): Молотов, Урицкий, Дзержинский, Сталин.Народ перед трибуной тоже поправили — теперь там сугубо русские лица в картузах и кепках. У Ленина стал выше лоб, да и сам он как-то возмужал, накачался что ли? А художник в 1947 г. стал лауретом Сталинской премии первой степени в области литературы и искусства.

Да, много врагов народа было… Что там Президиум! Идут, бывало, пионеры в лес по грибы. А там — агенты Госдепа английские шпионы!

С. Светлов. «Пионеры поймали английского шпиона».1939 год

12

Или вот:

М.Антонов. «Разоблачение врага народа в цеху». 1938.

13

А лица-то!

14

Не только в цеху, даже дома надо быть начеку. Враги народа — они такие…

Н.Чебатков. «Павлик Морозов». 1959 г.

15

Но пришло время —  и партия нашла в себе силы разоблачить и самого товарища Сталина, главного борца с врагами народа. И тогда Министерство Правды опять взялось за работу.

Вячеслав Мариупольский. «Вожатая». 1949 г.

16

Он же. «Вожатая». Конец 1950х гг.

17

Портрет вождя заменили. Да и взгляд у вожатой как-то подобрел что ли…

Сергей Григорьев. «Прием в комсомол». 1949 г.
Соцреализм во всей красе. Комсомольцы принимают нового бойца в свои ряды. Пытают, что да как. Сзади — старший товарищ от партии в военном френче. За ним — самый старший товарищ, в виде бюста. Смотрит на девченку прищурясь.

18

Он же. «Прием в комсомол». 1958 г.

19

Все на месте, только бюст пропал.

Ну и напоследок еще один классик соцреализма  —  Гелий Коржев, в советские времена — ударный работник Министерства Правды.

Гелий Коржев. «Поднимающий знамя». 1963
Там целый триптих у него был , назывался «Коммунисты». Это центральная часть.

20

Гелий Коржев умер в 2012 г.  Он дожил до краха СССР,  увидел 1991 год, когда знамя таки упало.

Гелий Коржев. «Свалка». 2007 г.

21

Я думаю, две эти картины, поскольку их написал один и тот же  автор (но с разницей в 47 лет), надо объединить в одну и показывать вместе. Вот 1960 год (слева),  а вот — 2007 (справа).

22

Реклама